Читайте Также
Индивидуальный характер: ювелирная техника Мокуме Гане
Уникальные ювелирные украшения, обладающие неповторимым характером, создают ювелиры, владеющие техникой Мокуме Гане (mokume gane).
Изобрели этот метод обработки металла японские мастера ювелирного искусства в 17-18 столетии нашей эры и применяли его изначально для украшения оружия, а позднее для посуды и ювелирных изделий. Предметы и украшения, созданные с применением этой техники обработки металла, отличаются неповторимой красотой.
Особенность Мокуме Гане в том, что в результате наложения слоями и сплавления двух или более металлов создается уникальная и целостная композиция. Эта техника сегодня особенно популярна при изготовлении оригинальных обручальных колец.
В переводе с японского “мокуме гане” (mokume gane) означает «металлическая древесина сосны», так как удивительные рисунки на металле напоминают орнаменты, которые образуются на срезе древесины. При создании украшений с помощью техники Мокуме Гане необходимо подобрать два вида металла, отличающихся друг от друга свойствами и характеристиками, главными из которых являются ковкость и цвет. Рисунок на ювелирном изделии напрямую зависит от толщины металлических листов, поэтому мастера могли брать как пластины, которые имели толщину меньшую, чем лист бумаги, так и более толстые листы.
Техника Мокуме Гане: история и культура, родившие традиции
Что может сделать украшение еще более уникальным, чем удивительный узор на поверхности металла, который невозможно повторить?
Если попробовать перевести название дословно, получим следующий набор слов: «мо» — древесная, «кумэ» — текстура, «ганэ» — металл. Суть техники мокуме гане заключается в получении композитного изделия, состоящего из нескольких разных металлов, которые образуют на его поверхности декоративный узор, напоминающий по фактуре дерево.
Появилась техника мокуме гане в конце XVII века благодаря мастеру по изготовлению самурайских мечей Денбею Шаоми. Есть мнение, что идея соединения между собой разнородных металлов — это результат восточного экономного подхода к производству. Ввиду дефицита драгоценных металлов им старались найти достойную замену, которая не умаляла бы благородства самурайского меча.
Так или иначе, разработанную технологию Шаоми передал многочисленным ученикам, которые непрерывно дополняли и совершенствовали ее. Со временем Мокумэ начали применять не только для декорирования оружия, но и при изготовлении предметов быта: ваз, посуды, украшений.
Первые изделия изготавливались из сплава сякудо (шакудо), состоящего на 90–96% из меди и на 4–10% из золота, однако затем начали использовать и другие металлы: платину, палладий, серебро, никель, цирконий, титан, бронзу.
Первый этап метода мокумэ гане заключается в получении многослойной заготовки из отличных по цвету и ковкости металлов. Кроме того, для создания контрастного орнамента стоит учесть, что в процессе нагревания и химических реакций материалы могут менять свои оттенки. Драгоценные листы разной толщины подвергаются тщательной чистке от пыли, оксидной и жировой пленки и укладываются друг на друга в заданной последовательности, количество слоев может доходить до нескольких десятков. Если пластины идеально подходят по длине и ширине, их плотно складывают вместе и отправляют в печь, где под действием определенной температуры осуществляется процесс диффузии металлов в твердой фазе.
Особенно важно, что степень нагрева должна быть ровно такой, чтобы листы начали сплавляться между собой, но не переходили в жидкую фазу, образуя единую заготовку с четко выраженными границами между слоями. Сложность заключается в том, что у каждого металла температура плавления своя, и порой мастерам удается добиться самых невероятных сочетаний.
Во время плавления применялись различные технологии, поэтому некоторые сплавы можно было сваривать только в жидком состоянии, а с другими работали и в твердом виде. Но до того, как начинался процесс нанесения рисунка, все пластины крепко приваривались одна к другой.
Полученный кусок металла многократно прессуется, режется, чеканится, куется, скручивается подобно тесту, чтобы внутренние слои оказались на поверхности и плоские границы улеглись в новый замысловатый рисунок. Каждый создаваемый узор уникален, даже точное повторение всех технологических этапов с теми же материалами не позволяет получить пару одинаковых изделий.
Современные технологии в помощь средневековому производству
Несмотря на то, что существует большое количество предметов и украшений, выполненных в технике Мокуме Гане, этот способ производства никогда не был распространенным из-за своей сложности. О Мокуме Гане в Европе узнали примерно во второй половине двадцатого столетия, когда были экспортированы некоторые предметы, выполненные в этом стиле. До этого с этой техникой были знакомы лишь коллекционеры и искусствоведы.
Более двух столетий техника мокумэ гане оставалась неизвестной за пределами Японии. Лишь в конце XIX века необычные изделия начали экспортироваться в европейские страны. Много сил и времени ушло у западных мастеров, чтобы разгадать тайну восточной металлической древесины. Из-за сложности техники качественные изделия и сегодня являются большой редкостью. Несмотря на современные достижения ювелирного производства и наличие технологичного оборудования, в мире вряд ли наберется сотня по-настоящему квалифицированных мастеров, работающих в данном направлении.
Создание рисунка на изделии – сложный процесс, который заключается в извлечении внутренних слоев пластин на лицевую поверхность с помощью различных методов. Благодаря многослойности металлической пластины перед ювелирами раскрываются безграничные возможности создания рисунка. Единство техники и искусства – так по праву можно назвать Мокуме Гане, требующей от мастера не только глубочайших знаний методов производства, но и творческого вдохновения, благодаря которому и выводятся удивительные узоры на украшениях.
Сегодня ювелирные изделия, выполненные в технике мокумэ гане, относятся к эксклюзивным украшениям и имеют соответствующую стоимость. Кроме уникальности каждой вещи и трудоемкости процесса ее производства дополнительным фактором удорожания является большое количество невозвратных отходов, так как используемые драгоценные металлы после диффузной сварки не подлежат дальнейшей переработке
К сожалению, сейчас традиционная японская техника Мокуме Гане практически не применяется, так как требует глубоких знаний и мастерства. Но современные ювелиры смогли воссоздать технологию Мокуме Гане, внеся в процесс некоторые изменения, но оставив неизменной саму суть создания ювелирных изделий в этой технике. Для нанесения рисунка теперь используется не только ручной труд, но и компьютерные технологии. Ювелирные украшения, созданные в технике Мокуме Гане, являются настоящим произведением ювелирного искусства, удивительным образом сочетая в себе загадочный дух средневековой Японии, благородную силу металла, естественную красоту узоров и современные технологии.